|
О чем
пишут научно- популярные журналы мира
Лет двадцать
назад по страницам медицинских журналов, а
затем и по широкой прессе триумфально
прошествовала теория свободных радикалов.
Согласно этой теории, в организме по разным
причинам постоянно образуются соединения
кислорода с высокой окислительной
способностью, которые окисляют и разрушают
составные части клеток (см. "Наука и жизнь"
№ 8, 2000 г. и № 2, 2001 г.), вызывая тем
различные болезни.
Но известны
вещества, так называемые антиоксиданты,
которые перехватывают на себя активные
соединения кислорода или вообще не дают им
возникать. Это прежде всего витамины С, Е и
бета-каротин (провитамин А). Антиоксидантов
особенно много в овощах и фруктах, и именно
им приписывают пользу от питания фруктами и
овощами. Антиоксиданты - витамины А, С и Е,
принимаемые в дозах в 5-10 раз выше
считающихся необходимыми, - должны сокращать
смертность от главных бичей цивилизации -
сердечно-сосудистых и онкологических
болезней.
Долгое время
в этой теории никто не сомневался, однако
сейчас различные группы исследователей в
разных странах взялись проверять, как эти
витамины действуют на самом деле, и не в
пробирке или в опыте на мышах, а в организме
человека. Здоровым людям на протяжении
многих лет давали витаминные таблетки. И
выяснились неожиданные новости: почти всегда
витамины, полученные в дозах сверх тех, что
имеются в нормальном пищевом рационе
человека, оказываются бесполезными, а иногда
даже вредят.
Летом 2003
года английский медицинский журнал "Ланцет"
опубликовал статью кардиолога Марка Пенна,
который подвел итоги 15 таких экспериментов
с витамином Е и бета-каротином
продолжительностью от полутора до 12 лет.
Резюме: у 82 тысяч участников опытов
дополнительные дозы витамина Е не уменьшили
вероятность атеросклероза, инфаркта или
инсульта и не увеличили продолжительность
жизни. Бета-каротин, из которого в организме
получается витамин А, применявшийся на 140
тысячах здоровых людей, даже слегка увеличил
их смертность. Пенн даже потребовал на
всякий случай прекратить идущие сейчас опыты
подобного рода с бета-каротином.
Эндрю Леви в
Израиле проверял, уменьшает ли прием
витаминов Е и С обызвествление кровеносных
сосудов у пожилых женщин. Часть участниц
опытов получала около трех лет пилюли с
витаминами, часть - такие же, но с
нейтральными веществами. Результат пугает: у
более чем трети из тех, кто принимал
витамины, отложений на стенках сосудов к
концу эксперимента оказалось больше, чем у
получавших "пустышку". У половины участниц
никаких различий не найдено, и лишь у 14
процентов витамины немного помогли против
обызвествления сосудов. К похожим
результатам пришли ученые из университета
Южной Калифорнии (США): высокие дозы
витамина С приводят к утолщению стенок
мозговой артерии.
В отношении
онкологических болезней дело обстоит еще
хуже. Еще в середине 90-х годов прошлого
века появились сведения о том, что
бета-каротин повышает риск рака легких у
курильщиков. Совместное
сербско-датско-американское исследование на
170 тысячах человек, недавно опубликованное,
должно было выяснить, защищает ли прием
витаминов А, С и Е от рака органов
пищеварения. Оказалось, что прием этих
витаминов немного, но однозначно повышает
риск таких опухолей, а особенно опасна
комбинация витамина А и бета-каротина. Она
повышает риск рака кишечника на 30
процентов. По расчетам исследователей, из
миллиона человек, глотающих в больших
количествах такие витаминные добавки,
ежегодно гибнут от рака органов пищеварения
примерно 9000.
Осенью 2004
года появилось сообщение о том, что у
пожилых женщин, больных диабетом, прием
дополнительных доз витамина С может
способствовать развитию болезней сердца.
Немецкий фонд
борьбы с заболеваниями сердца выпустил
предупреждение о бесполезности витаминных
драже для нормально питающегося человека.
"Витамины не предупреждают ни рак, ни
инфаркт, не говоря уж о лечении этих
болезней", - пишет председатель фонда
профессор Беккер.
Многим
биологам и медикам, однако, не верится, что
витаминные добавки могут быть бесполезными
или даже вредными. Потому что другие
широкомасштабные исследования показывают: у
людей, потребляющих много овощей и фруктов,
в крови много витаминов и антиоксидантов, и
такие люди реже страдают сердечными
болезнями и раком. Видимо, дело тут не
только в содержании витаминов в растениях.
Надо учитывать, что в растительной пище
содержится примерно десять тысяч других
веществ, сбалансированных самой природой.
Может быть,
теория, согласно которой инсульты, инфаркты
и опухоли вызываются активными радикалами,
вообще неверна? С таким предположением
выступил недавно английский иммунолог Тони
Сегал. Он считает, что свободные радикалы не
причина, а побочный продукт каких-то других
химических реакций, повреждающих клетку. К
тому же стремиться к полному уничтожению
свободных радикалов в организме было бы
неверно: белые кровяные тельца используют их
для защиты от инфекций. И от витаминов
нельзя ожидать, что они будут бороться со
свободными радикалами; витамины выполняют
гораздо более важную роль, участвуя в
биохимических реакциях в качестве
катализаторов.
Короче
говоря, не исключено, что наука о витаминах
вернется к своим истокам: принимать
витаминные добавки нужно лишь в том случае,
если по каким-то причинам ваш рацион беден и
однообразен. Витамин С должны получать
моряки в плавании и полярники на зимовке,
витамины группы В - те, кто питается в
основном полированным рисом, витамин А -
тот, кто не ест моркови, яиц, сливочного
масла, не пьет молока… |